г.Бердск
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас  RSS
Меню сайта
Друзья сайта
  • FAQ по системе
  • ООО"Окна-сервис"
  • День накануне свадьбы был посвящен прощанию невесты с домом, родными, подругами. В деревне в этот день жених и невеста обязательно ходили в баню. Невеста с утра приглашала подруг топить баню, где мылась вместе с ними. Туда же приходили женщины петь свадебные песни. Затем девушки торжественно провожали невесту домой. Мытье в бане выполняло функцию магического и физического очищения.
    На девичниках в некоторых областях была обязательной наряженная елочка как символ невестиной красоты. После девичника елочка становилась собственностью жениха, и он уносил ее домой. Елочка как символ девичества иногда сопровождала только что обвенчанную молодую жену и за свадебным столом. Сейчас можно сказать, что роль старинной елочки играет букет цветов, который жених дарит невесте и который стоит на свадебном столе возле молодых. Самым характерным элементом девичника были печальные девичьи песни о невесте, прощающейся с невинностью и косой, ее символом, невесте, уезжающей "в чужие люди".
    Менее распространенными были подобные вечера у жениха "жениховы посиделки", последний вечер в мужской холостяцкой компании. Описаний каких-либо специальных обрядовых действий на подобных вечерах не сохранилось. Очевидно, они воспринимались просто как лишний повод выпить. В то же время сейчас "мальчишник" перед свадьбой - явление очень распространенное.
    В свадебном обрядовом цикле важным моментом был перевоз накануне свадьбы приданого и постели невесты в дом молодых. Эта часть свадебного обряда сопровождалась у различных групп населения своими специфическими обычаями и отличалась по составу действующих лиц. Так, в купеческой среде приданое перевозили женщины, которых возглавляла сваха или тетка невесты (предпочтительно - старшая сестра матери). Из мужчин к этом уделу допускались только "мужики - ломовики", нанятые для переноски тяжелых вещей. Перевозили приданое обязательно на пяти крытых подводах. Этот поезд называли "постельным". В первой подводе везли икону и самовар, около которого сидел мальчик - "блюдник" и держал в руках поднос с огромной головкой сахара, украшенной лентой, и пачкой чая, завернутой в шелк, во второй подводе везли серебряную с позолотой солонку, которую держала в руках крестная мать, и фарфоровую посуду, третья подвода предназначалась только для перевозки постели невесты (пуховой перины, двух стеганых атласных одеял, двух летних одеял, четырех подушек больших, четырех маленьких, шести простыней, шести пододеяльников, двух праздничных занавесок к кровати и т. д.). На четвертую укладывали плюшевый ковер и мебель. Наконец, в пятой подводе ехала тетка невесты, а иногда и мать, которая везла роспись приданого. Там же сидела сваха, державшая в руках живую индюшку, украшенную ленточками и чепчиком. Встречала приданое мать жениха или его старшая сестра (обязательно замужняя). Той, которая встречала постельный поезд, полагалось дарить материю на платье, а сваха вручала ряженую индюшку. Случалось, что мать жениха принимала приданое строго по росписи, проверяя каждую вещь. "Парадную постель", как правило, стелила для молодых тетка или сваха. Существовал обычай класть под перину яйцо (вареное или деревянное расписное), "чтобы у молодых детки родились". Прятала его туда тетка жениха или сваха в зависимости от того, кто из них стелил постель молодым. Яйцо находилось под периной новобрачных три ночи, то есть тот срок, во время которого, как считалось, невеста "теряла девичью чистоту". Только на четвертый день молодая могла убрать его оттуда. Деревянное яйцо она заворачивала в венчальную рубашку и хранила среди своих вещей, а вареное - рубила на мелкие кусочки и скармливала домашней птице. Это было очень древнее и общераспространенное представление о яйце как символе плодородия и обновления жизни.
    В среде городского мещанства и крестьянства приданое не достигало таких больших размеров. Часто его без особой торжественности перевозили на одной подводе, а иногда просто переносили на руках. Зато перевоз постели в дом жениха сопровождался здесь обилием игровых моментов: выкуп постели, пляска свахи с ряженой курицей, пение "неприличных" частушек и разные игры, характерные для традиционного крестьянского свадебного цикла.
    Что касается дворянства, то здесь перевоз приданого и постели невесты не сопровождался какими-либо публичными обрядовыми действиями. В этом сословии встречался, пожалуй, единственный чисто православный обряд совместного уединенного моления на образа невесты и ее матери. Выполнялся он обычно сразу же после отъезда поезда с приданым от дома невесты. Этот обычай имел широкое распространение также в купеческой и мещанской среде. У крестьян в момент отъезда поезда с приданым и постелью невеста, окруженная подругами, произносила свои очередные обрядовые причитания.
    В наше время понятие "приданое" уже не имеет того значения, как в прошлом. Тем не менее, почти на всех свадьбах считается обязательным, чтобы в общее имущество вновь созданной семьи входило постельное белье от невесты.
    Одним из важных звеньев подготовки к свадьбе было приготовление ритуального печения. Встречались два вида свадебного обрядового хлеба - каравай и курник. Оба эти хлеба имели круглую форму, но различались по способу приготовления. Каравай выпекался из кислого ржаного или пшеничного теста, а курник из пресного. Иногда внутрь курника запекали яйца в скорлупе, а сверху украшали куриной головкой из теста. Возможно, поэтому хлеб и получил название "курник". Свадебный каравай готовили только замужние женщины (родственницы жениха). При этом они совершали ряд традиционных обрядовых действий, сопровождая их особыми хвалебными каравайными песнями. Хлеб у славян с древних времен играл важную культовую роль. Вкушение хлеба и соли молодыми после приезда с венчания являлось символическим актом оплодотворения плодами земли молодой жены. В настоящее время обычай встречи "хлебом-солью" возрожден, и все больше распространяется.
    © 2021